foto1
foto1
foto1
foto1
foto1

+375 17 363 57 29
cp@belog.org
Контакты



G-Translate

Russian Belarusian Chinese (Traditional) English German Portuguese Yiddish

Мы производим

AVO 3424

Тайбэй-2024

WDYA 2024

Первичная профсоюзная организация

 

prof

Hz 144 

 В клубе Борисовского филиала УП «Виток» открылась информационная выставка «Геноцид белорусского народа» посвященная 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков.

Hz 182

Политика фашистского геноцида на оккупированной территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны — это карательные операции и тысячи сожженных деревень, лагеря смерти, гетто и другие места принудительного содержания, показательные казни и устрашающие виселицы в городах.В клубе Борисовского филиала УП «Виток» открылась информационная выставка «Геноцид белорусского народа» посвященная 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Политика фашистского геноцида на оккупированной территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны — это карательные операции и тысячи сожженных деревень, лагеря смерти, гетто и другие места принудительного содержания, показательные казни и устрашающие виселицы в городах.

Все это пришло в Беларусь 22 июня 1941 года...
Борисов – старинный белорусский город на берегу реки Березина. Через него проходит дорога Брест–Москва – традиционный путь для захватчиков разных времен, шедших на Русь с запада. Очередным трагическим испытанием для жителей города стало лето 1941г.

Обстановка к 30 июня 1941 года, на 5-й день войны, еще более усложнилась. Немцы захватили Минск, окружив в треугольнике Гродно-Брест-Минск основные силы Западного фронта.

Огромная масса советских войск не была еще уничтожена, однако действовать в подобных условиях молниеносного окружения войска не были готовы.
Перед войной, согласно учебным планам, отрабатывались действия в наступлении, атаки, марши; отработка обороны, и тем более действия в окружении вполне могли стать основанием для репрессий против разработчиков таких планов. Советская пропаганда усиленно внедряла в сознание масс лозунг: «Воевать будем на чужой территории и малой кровью».
Отчасти по этой причине и отсутствие слаженных действий окруженных войск в количестве около 250 тысяч личного состава довольно быстро понесли тяжелые потери. Лишь незначительной части удалось пробиться на восток к своим, большая часть была взята в плен, многие военнослужащие обосновались в окрестных деревнях и укрылись в лесу, организуя партизанское сопротивление.
К концу июня в распоряжении Западного фронта осталось лишь несколько дивизий, понесших значительные потери.

Hz 175

Тем временем в Минске соединились две немецких танковых группы – 2-я Гудериана и 3-я Гота. 47-й танковый корпус группы Гудериана, которые намеревались дальнейшем максимально быстро наступать вдоль шоссе Брест-Москва на Борисов, Оршу, Смоленск, чтобы не дать советским войскам организовать прочную оборону.

Выдержка из воспоминаний участника Отечественной войны известного советского писателя и поэта Константина Симонова:
«…По обеим сторонам шоссе между столбами все телефонные и телеграфные провода были порваны. Возле дороги лежали трупы. По большей части — гражданских беженцев. Воронки от бомб чаще всего были в стороне от дороги, за телеграфными столбами. Люди пробирались там, стороной, и немцы, быстро приспособившись к этому, бомбили как раз там, по сторонам от дороги. На самой дороге воронок было сравнительно мало, всего несколько на всем пути от Борисова до поворота на Оршу. Как я уже потом понял, наверное, немцы рассчитывали пройти этот участок быстро и беспрепятственно и сознательно не портили дорогу…

1941 год. Оборона Борисова
Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с маленькими узелками, девочки, молодые женщины, большей частью еврейки, судя по одежде, из Западной Белоруссии, в жалких, превратившихся сразу в пыльные тряпки заграничных пальто с высоко поднятыми плечами. Это было странное зрелище — эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок прически. А с востока на запад вдоль дороги шли навстречу гражданские парни. Они шли на свои призывные пункты, к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли дезертирами, и в то же время ничего толком не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Их вели вперед чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что немцы могут быть здесь, так близко. Это была одна из трагедий тех дней. Этих людей расстреливали с воздуха немцы, и они внезапно для себя попадали в плен…».

Оборонять город Борисов, находящийся в 80 км к востоку от Минска фактически было некому, в нем дислоцировалось лишь танко-техническое училище (ТТУ), в котором учились около 500 курсантов. Из Подмосковья к Борисову двигалась 1-я Московская мотострелковая дивизия – довольно сильное воинское соединение, имевшее более 200 танков БТ-7 и несколько Т-34, но успеет ли она? Для организации обороны по Днепру на рубеже Витебск-Орша-Могилев-Гомель катастрофически не хватало времени, и было жизненно важно задержать врага в Борисове, на рубеже реки Березина. Тем временем начальник Борисовского ТТУ корпусной комиссар Иван Захарович Сусайков организовывал оборону города силами своих курсантов: они рыли окопы, ходы сообщений, стрелковые ячейки. С запада через большой бетонный мост в Борисов шли одна за другой группы советских бойцов, оставшихся без управления, растерянных, не понимавших – что происходит? Тяжело ступая запыленными сапогами по мостовой, они брели на восточный берег Березины, на них хмуро смотрели местные жители. Все изменилось в одночасье. Внезапно послышались громкие, четкие команды, исходящие от подтянутого, уверенного в себе полковника-танкиста, появившегося на берегу в сопровождении нескольких командиров. Отступающие солдаты невольно ускоряли шаг, поправляли обмундирование; здесь же на сборном пункте из них формировали временные воинские подразделения – отделения, взводы, роты. Был налажен сбор и учет оружия, снабжение продовольствием и боеприпасами, шанцевым инструментом. Полковником-танкистом, организовавшим этот сборный пункт и формирование сводного отряда из отступавших военнослужащих, был Александр Ильич Лизюков.

27-29 июня 1941г. Бойцы сводного отряда полковника Лизюкова укрепляются на западном и восточном берегах Березины, осуществляют инженерное оборудование позиций. В самом городе заняли позиции курсанты-танкисты. На западном берегу Березины, где находилось предмостное укрепление советских войск, начались первые стычки с гитлеровцами. Немецкая авиация ежедневно бомбит город и позиции наших войск в районе моста.

30 июня 1941г. Во второй половине дня к Борисову подходят с востока подразделения 1-й Московской мотострелковой дивизии полковника Якова Григорьевича Крейзера. Одновременно с запада к городу устремляются передовые части 18-й танковой дивизии немецкого генерала Неринга. Бетонный мост через Березину заминирован группой саперов, команды на подрыв не дают, так как обстановка неясна, а через мост периодически проходят группы отступающих советских войск. В частности, ожидался подход отступающих частей 20-го и 44-го корпусов РККА. Утром 1 июля состоялся массированный налет «Юнкерсов», в котором участвовали не менее сотни самолетов, на позиции советских войск в районе моста. На западном берегу появляется множество немецких танков, они устремляются к мосту, уничтожая до конца уже разбитое бомбежкой предмостное укрепление. Несмотря на ожесточенное сопротивление уцелевших обороняющихся, немцам удается уничтожить их позиции у моста, а также саперов, которые должны были взорвать мост, и закрепиться на восточном берегу. Мост достался немцам в целости, и это было очень плохо. Впрочем, захват стратегически важных мостов удавался в то время немцам довольно часто, например, такими же внезапными ударами в сочетании с действиями диверсантов им удалось захватить мосты через Западную Двину в Двинске в районе действий группы армий «Север», Березину в Бобруйске южнее. В самом Борисове закипели ожесточенные бои с участием сводного отряда Лизюкова, курсантов-танкистов и подразделений 1-й мотострелковой дивизии Я.Крейзера. Одним из героев обороны Борисова стал Рубен Ибаррури, сын известной испанской коммунистки Долорес Ибаррури. Он умело командовал пулеметным взводом, сражался отчаянно, был тяжело ранен. 1 июля немцы выбросили воздушный десант севернее Борисова, который был уничтожен в скоротечном бою подразделениями 1-й Московской дивизии.

Вернуть мост или уничтожить его очень важно. 2-го июля Яков Крейзер, сосредоточивший у Борисова танковый полк из состава своей дивизии, дает приказ на контратаку. Быстроходные БТ-7 и хорошо бронированные Т-34 ударили по флангу 18-й ТД, которая действовала в районе Борисова.

Hz 176

Начался танковый бой, в котором участвовали сотни боевых машин. Из письма немецкого фельдфебеля, следовавшего в колонне 18-й ТД:

«…Внезапно появились они. Мы издали услышали гул двигателей, но все равно опоздали. Советские танки Т-26 и Т-34, ведя непрерывный огонь, продвигались параллельно нашей колонне. Уже через несколько секунд начался ад кромешный. Следовавшие в центре колонны три грузовика с боеприпасами взлетели на воздух. Жуткий взрыв разметал во все стороны их обломки…»

Немецкие подразделения понесли в боях 2-го июля тяжелые потери, они впервые встретились тогда с советскими «тридцатьчетверками», броню которых пробить было очень непросто. Командующий немецкой 2-й танковой группой генерал-полковник Г. Гудериан писал в своих мемуарах:
«…18-я танковая дивизия получила достаточно полное представление о силе русских, ибо они впервые применили свои танки Т-34, против которых наши пушки в то время были слишком слабы…»


Однако сбить немцев с захваченного на восточном берегу Березины плацдарма все же не удалось, причем главным образом из-за действий немецкой авиации, которая буквально свирепствовала над полем боя. 1-го и 2-го июля в Борисове и его окрестностях шли ожесточенные бои, немцы вынуждены были брать штурмом дом за домом, окоп за окопом. Громадное численное превосходство немецкой ударной группировки не могло не сказаться на итоге этих боев, и к исходу 2-го июля Борисов был оставлен советскими частями. Оставшиеся в живых курсанты-танкисты и бойцы сводного отряда полковника Лизюкова вошли в состав дивизии Я.Крейзера. Вместе с ней они прошли славный боевой путь от Борисова до Орши, на каждом удобном для обороны рубеже устраивая немцам жестокую трёпку. Пусть это было отступление, но учитывая соотношение сил, это были поистине героические действия, и что не менее важно – яркое проявление полководческого таланта советских военачальников: Александра Лизюкова, Якова Крейзера, и других.

Итоги обороны Борисова:

Умелые действия бойцов и командиров Борисовского танко-технического училища, сводного отряда полковника Лизюкова, 1-й Московской дивизии позволили на несколько дней задержать продвижение ударных частей вермахта на московском направлении и дали возможность организовать оборону второго стратегического эшелона РККА по рекам Днепр и Западная Двина, на рубеже городов Витебск-Орша-Могилев. Противнику был нанесены тяжелые потери. Командующий 18-й танковой дивизии вермахта генерал-майор В. Неринг в своем приказе по результатам боёв писал:

«… Потери снаряжением, оружием и машинами необычайно велики… Это положение нетерпимо, иначе мы напобеждаемся до собственной погибели…» По разным оценкам, 18-я ТД потеряла на пути от Борисова до Орши не менее половины своей боевой техники.»

До освобождения территории Беларуси от немецкого ига оставалось еще долгих четыре года, погибель для врага наступила неотвратимо.

Ценой неимоверных усилий, невосполнимых потерь и многочисленных жертв, и страданий среди мирного населения, проявлением небывалой стойкости духа и героизма добыта Великая Победа в Великой Отечественной войне!


Историческая справка:

В соответствии с нацистским планом «Ост» на захваченной территории устанавливался «новый порядок» - система политических, военных и экономических мер, направленных на уничтожение существовавшего государственного строя и населения. Так, по завершении войны в Борисове планировалось поселить 5 тыс. немецких колонистов, оставив в качестве рабочей силы и прислуги 15 тыс. жителей.

Hz 178

Главным средством насаждения «нового порядка» нацисты избрали политику геноцида и массового кровавого террора. За малейшие нарушения, установленных практически во всех сферах жизни, применялись крайние меры наказания - чаще всего расстрел. Люди гибли в лагерях смерти от голода, холода, издевательств и массовых казней. Детей помещали в специальные лагеря, где брали у них кровь для германских солдат.

Hz 180

Молодежь вывозили для работы на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве Германии. Широко практиковались массовые расстрелы заложников.

Hz 181

Мирное население выгоняли бороновать минные поля, отчего тысячи людей погибли и получили увечья. Под предлогом борьбы с партизанами сотни деревень были сожжены вместе с жителями.

Hz 179

На территории Беларуси были созданы около 250 лагерей военнопленных Красной армии и 350 лагерей, тюрем, а также других мест принудительного содержания гражданского населения. Необходимо особо выделить более 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения людей, в том числе около 70 еврейских гетто. По количеству жертв (206,5 тыс. человек) находившийся под Минском лагерь смерти Тростенец считается крупнейшим после Освенцима, Майданека, Треблинки. Массово совершались убийства еврейского населения Беларуси и евреев, вывезенных из других стран Европы (установлено более 530 мест уничтожения, лагерей и гетто).

История БелОГ (электронный вариант)

I Международная научно-практическая конференция

«Жестовый язык в сфере защиты социальных, культурных и образовательных прав лиц с нарушением слуха»
5 декабря 2018 года,г. Минск, Республика Беларусь

 fon

1. Жестовому языку - признание! (статья)

2. Концепция конференции

3. Резолюция конференции

.....     ....     .....

Яндекс.Метрика



Copyright © 2025 Copyright ОО БелОГ Rights Reserved.